Termi посвящается, впервые затронувшем в теме проблему "новых-старых" дизелей...:ay:
А также "стоящим враскоряку" и не брезгающих бо-о-ольшим опытом "гадких" тойотоводов...
P/S/ Только не стоит в пику посту кричать в ответ об уникальности и неубиваемости европейских дизелей по сравнению с конструкциями идиотов япов....
...Речь в статье идет про машины 80=90годов, и то что сказанно в статье- правда, сам видел и приходилось варить свои головки не раз...
Бензин или дизель?
В этом разделе мы разберемся с реальными и мнимыми достоинствами и недостатками дизельных двигателей японских автомобилей. И начнем с того, что сразу проведем раздел между дизелями "старого" и "нового" поколений.
Традиционную конструкцию дизельные двигатели сохраняли едва ли не на протяжении целого века, с момента своего появления и до конца 1990-ых годов. Система питания с распределительным ТНВД (давление впрыска порядка 150 атмосфер), простые механические форсунки, скромные удельные характеристики в сравнении с бензиновыми двигателями (40-50 л.с. и 90-100 нм с литра рабочего объема) - родовые признаки последних тойотовских дизелей старого поколения. Хотя сейчас понятно, что именно в относительной простоте и крылись их главные преимущества.
Едва появившись, новые дизеля Toyota за несколько лет полностью вытеснили с производства "классику". Отличительные черты нового поколения - система питания типа "common rail" (давление до 1000 атмосфер) и впрыск несколько раз за цикл, управляемые форсунки с электрогидравлическим или пьезоэлектрическим приводом, турбина с изменяемой геометрией входного аппарата, резко возросшие удельные характеристики (60-80 л.с. и 140-180 нм с литра). И ряд новых особенностей...
Продолжение следует...
Добавлено через 4 минуты
"Классические" дизеля - преимущества, недостатки, мифы.
+ Топливная экономичность. Исправный отрегулированный дизель, работающий в оптимальных режимах, расходует на 20-30% меньше топлива, чем установленный на той же модели сопоставимый бензиновый двигатель.
+
Высокий крутящий момент на малых оборотах. Крутящий момент дизеля с турбонаддувом часто даже превосходит момент однообъемного бензинового двигателя, а достигается при вдвое меньшей частоте вращения. Кривая момента более плавная, его максимум может сохраняться в относительно широком диапазоне оборотов.
+
Автономность. Меньший расход предполагает больший пробег на одной заправке, в относительно глухих местах добыть дизтопливо легче, нежели бензин.
+
Минимальный расход топлива на холостом ходу.
-------------------------------------------------------------
+-
Левая солярка. Если не претит скупка краденого и не беспокоит качество топлива, то имеется немало возможностей относительно дешево купить дизтопливо "с рук".</I>
+-
Сохранность топлива. При длительном хранении солярка не утрачивает своих свойств, даже наоборот, отстаиваются примеси и вода. Меньшая летучесть и воспламеняемость по сравнению с бензином, способствуют лучшей пожаробезопасности и меньшей вредности для здоровья работников.
+-
Отсутствие сложной электроники. Этим достоинством в полной мере обладали только старые советские моторы с чисто механическим управлением. Однако даже японский дизель с механическим ТНВД требует электропитания для стартера - свечей накаливания - клапана отсечки, а дизеля с электронным управлением по сложности и уязвимости не уступают современным бензиновым двигателям.
+-
Чистота выхлопа. Из самого принципа работы
исправного дизельного двигателя может вытекать только отсутствие CO/CH в отработавших газах. При этом дизель выбрасывает значительное количество не менее вредных оксидов азота, нейтрализация которых сейчас требует от автопроизводителей и эксплуатантов значительных ухищрений и затрат. И главное, экологические теории разбиваются о суровую практику - смрадный черный, белый или сизый выхлоп значительной части эксплуатируемых в нашем городе дизельных автомобилей.
+-
Холодный пуск. Для уверенного запуска дизеля абсолютно необходимо наличие: 1) жидкой соответствующей сезону солярки, 2) заряженного аккумулятора большой мощности, 3) качественного масла соответствющей сезону вязкости, 4) исправно работающей системы предпускового подогрева, 5) хорошей компрессии в цилиндрах. И сбой в любом компоненте заставит в лучшем случае орудовать плитками, горелками и пусковыми аэрозолями.
-------------------------------------------------------------
-
Сложность обслуживания. Отсутствие системы зажигания и сопоставимую по сложности с карбюратором регулировку топливной системы можно было поставить в достоинства только старым моторам. Однако механическая часть дизеля нуждается в том же внимании, что и с бензиновым двигателем, причем требования к газораспределительному механизму еще жестче ввиду разрушительных последствий обрыва или ошибки установки ремня. Кроме того, появляется система предпускового подогрева, система рециркуляции отработавших газов... Склонность японских турбодизелей к перегреву требует тотального контроля за температурой, уровнем и состоянием охлаждающей жидкости, особой осторожности при работе в напряженных режимах. Топливная система боится завоздушивания и парафинов, нуждается в сливе воды из топливного фильтра и добавке антигелей. Техническое обслуживание турбодизеля должно проводиться в полтора-два раза чаще, чем на атмосферном бензиновом двигателе. Ремонт и настройка ТНВД с электронным управлением в принципе не могут быть выполнены в кустарных условиях, и во всей стране под силу лишь считанным сервис-центрам.
-
Цена топлива. Сейчас на наших заправках качественное дизельное топливо стоит даже дороже, чем 92-й бензин.
-
Взрывобезопасность. Мощность взрыва при детонации паров дизельного топлива заметно выше, чем при взрыве паров бензина. Реальный военный опыт однозначно показал, что само наличие дизельных двигателей не делает машины значимо пожаровзрывобезопаснее бензиновых аналогов.
-
Качество дизтоплива в регионах. Если в столице качество топлива подтянулось до приемлемого уровня, то на периферии дела пока обстоят удручающе. Наличие на заправках летней и зимней солярки в нашей стране тоже определяется отнюдь не текущей температурой за бортом - критический недостаток российского дизтоплива именно в непредсказуемости температуры его парафинизации. И если в сильный мороз бензиновый двигатель уже завелся, то скореее всего он исправно дотянет до места назначения, тогда как топливная система дизеля может "замерзнуть" прямо в пути.
-
Запах и грязь. Даже современный автомобиль с дизельным двигателем в процессе эксплуатации неизбежно пропитывается ароматами чистой солярки и дизельного выхлопа, с возрастом ситуация заметно усугубляется. В отличие от бензина, вонь от пролитой солярки гораздо сильнее и устойчивее, а пятна ее выводятся с большим трудом.
-
Шум и вибрации. Любой дизель выдает себя характерными "тракторными" звуками и подрагиваниями даже внутри салона.
-
Посредственная динамика. Практически все японские автомобили, оснащенные классическими дизельными двигателями, уступали в динамике аналогичным бензиновым модификациям. Причем адекватное ускорение могут обеспечить только турбодизеля, тогда как к безнаддувным версиям понятие "динамики" вообще неприменимо.
-
Уязвимость при поломках. Последствия обрыва или перескока ремня ГРМ для дизеля самые плачевные: клапана гнутся в обязательном порядке, легко лопаются направляющие втулки, часто ломается распределительный вал, порой вырывается головка блока цилиндров. Объем камеры сгорания дизеля значительно меньше, чем в бензиновом двигателе, поэтому вероятность гидроудара при попадании воды или несгоревшего топлива существенно выше.
-
Слабые места. К наиболее часто выходящим из строя элементам массовых японских дизелей можно отнести: 1) прокладку головки блока цилиндров - прогар; 2) головку блока - трещины; 3) турбокомпрессор - износ уплотнений; 4) топливную аппаратуру - износ плунжерной пары, износ форсунок, коррозия внутренностей ТНВД, коксование.
-
Дороговизна запчастей. Стоимость контрактной головки блока дизеля зачастую превышает стоимость целого бензинового мотора. Не уступает в цене и топливная аппаратура. Разумеется, что и контрактный дизельный двигатель в сборе также значительно, в разы дороже бензинового.
-
Надежность в дальней дороге. Относительно свежие дизеля не только сложны конструктивно, но и слишком разнокалиберны и мало распространены, поэтому неприятность в дальней дороге может надолго обездвижить автомобиль из-за отсутствия в пределах досягаемости запчастей и мастеров.
-
Примечание. Старых дизелей больше нет. Сегодня не то что новые, а хотя бы более-менее свежие дизеля без электронного управления можно найти только на грузовом транспорте, вроде эльфа или портера. Легковых японских дизелей без электроники фактически не выпускалось после 1998 года, а уже с 2000 начался массовый переход на системы common-rail. И сегодня бессмысленно говорить про какие-либо достоинства машин с механическими ТНВД - большинство из них уже совершенно изношены если не по части двигателя, то в подвеске или трансмиссии, поэтому приобретать их нецелесообразно.
Продолжение следует...