Заезды для RAV4 начались с 65 км/ч, и сразу стало ясно, что Тойота не похожа ни на один другой автомобиль. На 70 км/ч Рафик практически отправился в дрифт с дымом из-под колес. Занос при первой смене полосы, занос при второй. «Как будто под колесами снег» — это не просто метафора, это официальная запись в протоколе испытаний. А на скорости 74 км/ч чистого прохода уже не получается: Toyota косит конусы кормой.
После официальных заездов я сам сел за руль и повторил маневры на скоростях между 70 и 80 км/ч. Примерно в таком темпе принято ездить по Москве, рассчитывая на отсутствие наказаний за превышение в пределах 20 км/ч к городскому лимиту. Лосей в традиционном понимании у нас на дорогах не встретить, но представьте, что перед машиной выскочила собака. Попробуем объехать?
Рывок руля в сторону, RAV4 сначала кренится, потом меняет направление, но тут же проваливается в скольжение и висит в заносе, пока его не скорректируешь рулем. Тогда наконец в дело вступает ESP, но скорость она гасит странно — рывками. Более того, без водительского контрвыпада рулем электроника вмешиваться не будет, и кроссовер продолжит разворачиваться. То есть водитель, по сути, должен сам отлавливать машину, а электроника лишь страхует, чтобы угол заноса не стал критическим и не вызвал переворота. С этой задачей система справляется: RAV4 хоть и отрывает от асфальта одно заднее колесо, однако от опрокидывания все-таки далек. Да и тормозит достаточно эффективно, потому что почти останавливается в конце маневра. В этом смысле аварийно опасным поведение назвать нельзя.
Но представьте себе, что дело происходит в плотном трафике или на скорости на 20—30 км/ч выше, а вокруг — не конусы, а соседние автомобили. Ремонтировать, скорее всего, придется не только Тойоту. И даже если водитель не растеряется и сможет избежать нежелательных контактов, то нужно будет как минимум чистить салон. Очень страшно.
С другой стороны, RAV4 все-таки отворачивает от препятствия. В отличие от других автомобилей. И в этом заключается разница между тойотовской философией и подходом других производителей. А поведение Рафика можно считать именно философией, потому что размашистые скольжения на переставке свойственны и Camry, и Королле.
Вот Фольксвагены, например, едут по-другому: ESP гасит скорость и разглаживает траекторию настолько, что машины почти не меняют направление движения, мешая водителю уклониться от препятствия. Другие автомобили — Audi e-tron, Range Rover Evoque, BMW первой серии — тоже сбивают конусы примерно на той же скорости, что и RAV4, или даже на меньшей. Но — мордой, а не кормой. И в этом есть свой смысл, ведь системы пассивной безопасности современных автомобилей надежнее всего защищают седоков именно при фронтальном ударе. *Поэтому если впереди препятствие, то ESP лучше пожертвует маневренностью и не особенно поможет уйти от удара, зато максимально погасит скорость, сохранит направление движения и поможет наиболее выгодно подготовиться к удару.
У Тойоты, похоже, другое понимание, рассчитанное на активное участие водителя. Мол, лучше все-таки объехать «лося», пусть в заносе, грязно и *неуклюже. Хотя если отрулить не *выйдет, то у RAV4 по той же самой причине будет больше шансов принять удар в *неудобное место — в бок или в корму.
Какой подход лучше? Среди автопроизводителей, как мы видим, единодушия нет, у «лосей» наверняка тоже свои собственные взгляды на эту дилемму. А у нас — свой план: дождаться середины октября, когда RAV4 выйдет на наш рынок, и проверить его поведение с русифицированными настройками подвески.